Негасимый свет

Категория: Новости
Опубликовано 05.03.2015 12:25
Автор: user1
Просмотров: 1123
Улусные школы занимают в истории народного просвещения Калмыкии значительное место. Для получения образования дети должны были овладеть элементарной грамотой - умением писать и читать на калмыцком и русском языках. Одной из самых ярких представительниц учительства республики являлась Татьяна Дмитриевна Юркова. Выдающаяся женщина отдала всю свою жизнь на просвещение местного населения.

                                                              Негасимый свет

...    В августовский день 1893 года двадцатилетняя девушка Таня Юркова подала прошение в управление калмыцким народом с просьбой предоставить ей место учительницы в одной из школ калмыцкой степи Астраханской губернии. О себе она сообщала, что четырьмя годами раньше окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию, практические навыки в преподавании приобрела, давая частные уроки и работая в женской ремесленной школе в г.Астрахани.Строки официального прошения скупы и ничего более сказать не могут. О чем думала его подательница, стремясь в совершенно незнакомый ей край кочевий, где по утверждениям многих чиновников царской администрации, калмыки не только «не способны к учению наукам», но и вообще к восприятию элементарных навыков цивилизации.
Сегодня нам с высот накопленного исторического и социального опыта становятся понятнее благородные мотивы служения народу, двигающие поступком девушки. Становление ее личности происходило в те сложные годы, когда шло массовое движение передовой интеллигенции России в деревню. Вспомним, что в это время создавались первые марксистские кружки, куда все больше вовлекали сознательных пролетариев. Прогрессивные идеи все больше завладевали умами передовой части русской интеллигенции. В Симбирске смотритель народных училищ Ульянов пекся о том, чтобы дети «инородцев», населяющих берега великой русской реки, тоже могли получать образование. Подтверждением сознательного выбора жизненного пути Татьяной Дмитриевной Юрковой служит вся ее многолетняя просветительская и педагогическая деятельность в калмыцкой степи, как в дореволюционное, так и в советское время.... Один из окраинных улусов калмыцкой степи Эркетеневский, как гласила статистика, был беднее всех других. Единственная в улусе школа, куда получила направление Татьяна Юркова, не имела своего здания. Не могли во всем улусе найти хотя бы саманный домик под аренду или построить новый. Потому-то Эркетеневская школа находилась в Долбани – ставке соседнего Яндыко-Мочажного улуса, за сотни верст от Эркетеней.Набрать детей в столь отдаленную школу из кочевий, разбросанных по всему улусу, было делом нелегким. С первых же дней молодая наставница повела дело с поразившей улусных чиновников энергией и настойчивостью. Не зная устали, сама колесила по хотонам, разъясняла степнякам необходимость и пользу образования и к началу учебного года собрала полный комплект учеников. А в последующие годы школа не могла вместить всех желающих.С приходом Т.Д. Юрковой в школе установилась новая, незнакомая доселе детям и взрослым, атмосфера. Стало заметно это сразу. По излучающему особое тепло, ласковому взгляду ее голубых глаз, по удивительно располагающему к доверию ее голосу, по сердечному отношению к детям. Эта совсем еще юная девушка, родившаяся одиннадцатым ребенком в бедной крестьянской семье, испытавшая все тяготы малообеспеченной жизни, лишь благодаря случаю и настойчивости получившая образование, умела сердцем понять душу совершенно несмышленого, ничего в жизни не видевшего, кроме продымленной кибитки, к тому же не понимающего ни одного русского слова калмычонка, стать для него и матерью, и наставницей.Едва успев закончить учебные занятия и хлопоты по школе, учительница сама превращалась в ученицу. Шла она к переводчику или толмачу улусного направления и с его помощью усердно штудировала калмыцкий язык, чем вызвала не только удивление обывателей, но и явное недовольство отдельных чиновников, считавших это занятием непристойным для наставницы школы.Быстро и основательно выучив калмыцкий язык, Татьяна Дмитриевна пользовалась им не только в обиходе, но и в учебном процессе. Она твердо верила и настойчиво следовала идеям прогрессивных русских педагогов, считавших, что только через родной, материнский язык ребенка можно пробудить в нем живой интерес к учебе, «сознательное отношение ко всему им впервые виденному».Успехи ее воспитанников начисто опровергли мнение о неспособности калмыков к учению. Молодая учительница доказала, что успех в обучении детей зависит от самого учителя, его отношения к ученикам, к делу и методов обучения, которые он использует на уроках. Даже далекие от похвал инспектора, проверявшие учебную работу, не раз отмечали, что «учительница Эркетеневской школы Т.Д. Юркова заслуживает особой похвалы за свой усердный труд, любовь к детям, и заботу о них... Она старательная учительница, умеющая вести дела правильно и с значительным успехом.., а также своим сдержанно ровным и доброжелательным обращением к детям поддержать в них бодрость».Девять лет работы в Эркетеневской улусной школе принесли Т.Д. Юрковой широкую известность среди населения. С нею считались и прислушивались к ее мнению представители власти.В 1902 году Татьяна Дмитриевна переводится на должность заведующей улусной мужской школой в Элисту. Здесь наиболее полно и ярко раскрылась незаурядная личность Юрковой как вдумчивого, талантливого педагога, постоянно стремящегося к совершенствованию воспитательной работы, как человека широких демократических взглядов. Гражданская зрелость, нравственная чистота помыслов и целеустремленность отличают ее.Ежегодно Татьяна Дмитриевна ставит вопрос о необходимости расширения школьной сети перед улусной администрацией и управлением калмыцким народом «Единственная улусная школа с двадцатью пятью учащимися не может удовлетворить самым скромным требованиям начального образования», - настойчиво твердит она. «Громадный пробел в деле народного образования в степи составляет полное отсутствие школ для девочек-калмычек», - читаем в школьном отчете за 1904 год. С целью подготовки детей к полезному труду Татьяна Дмитриевна предлагает открыть специальную ремесленную школу с «мастерствами сапожным, кузнечным, слесарным и другими». Благодаря настойчивости и личному авторитету ей удается провести все эти вопросы на аймачных и улусных сходах.Усилиями Татьяны Дмитриевны и ее единомышленника и соратника во всех просветительских делах улусного врача С.Р. Залкинда в 1910 году была построена новая мужская школа. Здание ее и поныне не нарушая современного архитектурного ансамбля, красиво возвышается на улице Ленина. В дальнейшем они добились выделения средств на разбивку сада и огорода. Из числа учащихся отбираются и рекомендуются на дальнейшую учебу в Астрахань несколько способных девочек-калмычек, которые впоследствии стали видными деятелями культуры своего народа.В 1906 году Т.Д. Юркова одной из первых выступила за созыв съезда учителей калмыцкой степи и предложила обширную программу для обсуждения. Некоторые ее вопросы учебная инспекция и администрация управления калмыцким народом находят нежелательными для обсуждения на съезде, ибо в них откровенно просматривается дух вольнодумства.Настораживало и поведение самой наставницы улусной школы. Чрезмерная ее общественная активность, широкие связи с населением улуса и даже некоторыми организациями за пределами Астраханской губернии. Несколько раз во время летних каникул она выезжала в Нижний Новгород, Москву и Петербург, устанавливала там контакты с прогрессивными и педагогическими кругами. Минуя губернские власти, по содействию одного из центральных обществ образования в 1911 году Т.Д. Юркова совершила образовательную экскурсию по нескольким городам Германии, где знакомилась с опытом устройства школьного дела, организацией учительских профессиональных союзов.Но на конфиденциальные запросы о нравственности и политической благонадежности наставницы из улусного управления в Астрахань поступали весьма похвальные отзывы, и предъявлять ей какие-либо серьезные обвинения не было возможности.Татьяна Дмитриевна, несмотря на чрезвычайную занятость, всегда находила время, чтобы поддержать связи с бывшими своими учениками. В 1910 году студенты разных университетов, поздравляя Татьяну Дмитриевну с вселением школы в новое здание, в поздравительном адресе писали: «Приветствуем учащих и учащихся Манычских школ с торжественным днем... Мы верим, что эти школы будут источником того лучезарного света, который рассеет тьму нашей народной жизни...»....Великие преобразующие идеи Октябрьской революции, которые несли социальное освобождение всем народам России, полное раскрепощение их духовных сил, оказались близки и понятны педагогу-гуманисту, просветителю-интернационалисту Т.Д. Юрковой. И она, несмотря на уже немолодой возраст, надорванное двадцатипятилетним трудом в суровых условиях калмыцкой степи здоровье, с прежней страстью берется за организацию народного образования и строительство новой жизни. Она возглавила в Элисте высшее начальное училище.События 1918-1920 годов, когда территория улуса оказалась в сфере военных действий, резко нарушили нормальное течение жизни. Татьяна Дмитриевна осталась верной своему учительскому долгу. Буквально из-под носа наступающего врага в январе 1919 года она эвакуирует имущество, продовольствие и учеников в Ики-Чоносовский аймак и там продолжает учебные занятия. Рискуя жизнью, содействует партийным работникам – подпольщикам вести работу в тылу у белых.После освобождения территории улуса от белогвардейских войск Татьяна Дмитриевна становится заведующей Манычским улусным отделом народного образования.Новое время выдвигало новые задачи. Для создания широкой школьной сети в Калмыкии нужны были учителя. Для их подготовки организуются в Астрахани двухгодичные педагогические курсы, преобразованные в 1921 году в педагогический техникум. С этого времени вся последующая деятельность Т.Д. Юрковой была связана с подготовкой учительских кадров для калмыцких школ, и на этом благородном поприще проработала она почти двадцать лет.Т.Д. Юркова представляла калмыцкое учительство на первом Всесоюзном съезде учителей в 1925 году и девятом Всесоюзном съезде профсоюзов в 1932 году. Избиралась членом исполкома Калмыцкой автономной области, а также Астраханского горсовета.Высоко оценены заслуги Татьяны Дмитриевны. Почетная грамота, подписанная «Всесоюзным старостой» М.И. Калининым в 1928 году, гласила: «Президиум ВЦИК, отмечая Вашу выдающуюся и исключительно полезную деятельность по народному образованию среди трудящихся масс Калмыцкой области. Вашу самоотверженную работу в области советизации и сохранение школы в тяжелых условиях прифронтовой полосы и бандитизма, а также учитывая Ваш 35-летний трудовой стаж, награждает Вас званием Героя Труда». В 1934 году она была представлена к награждению орденом Ленина, а в 1940 году ей присвоено почетное звание «Заслуженная учительница школ Калмыцкой АССР».Минуют годы, вырастут новые поколения советских людей, но и для них жизнь и труд Татьяны Дмитриевны Юрковой будут являть собой поучительный пример настоящего понимания своего гражданского и общественного долга, огромной нравственной стойкости. Имя этой замечательной русской женщины, бескорыстно и мужественно несшей гордое имя – учитель, останется навсегда в истории духовного возрождения калмыцкого народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                    П. Годаев